ВСТУПЛЕНИЕ
Термину «программная инженерия» (Software engineering) уже более 30 лет. К моменту его появления компьютерные программы проникли во все cферы человеческой деятельности, а их разработка стала массовым занятием. Практически нет ни одной х сферы человеческой деятельности (медицина, экономика, коммерция, промышленность и т.д.), где бы не применялись компьютерные программы.
Примерно каждые 10 лет происходит смена языков программирования и ОС. Это приводит к необходимости изменять ранее изготовленные и функционирующие программы применительно к новым языкам и ОС. Например, преобразованием Фортран и Кобол программ в современные языки (С, JAVA и др.) занимаются огромные коллективы программистов из третьих стран и СНГ.
Эффективность разработчиков в зависимости от квалификации колеблется в отношении 20:200, отсюда требуется повышать уровень их знаний. На сегодня ядро стабильных знаний по программной инженерии составляет 75% от тех знаний, что используются в практической программисткой деятельности.
Эти условия поставили перед теоретиками и умудренными опытом программистами разработку новых инженерных методов создания и управления процессами проектирования, а перед прикладниками создание стандартов, регламентируюших эти процессы.
Знания разработчиков ПО отличаются большим разнообразием, являются не согласованными и разнородными, ориентированными на разные предметные области, поэтому мировая компьютерная общественность пришла к необходимости систематизировать знания в области программной инженерии, создав ядро знаний SWEBOK (Software Engineering Body Knowledge).
Программная инженрия (Software Engineering) является отраслью компьютерной науки, изучает вопросы построения программ для компьютеров, отражает закономерности развития в ней знаний, обобщает накопленный опыт программирования в виде комплексов общих знаний и правил регламентации инженерной деятельности разработчиков ПО.
Как инженерная дисциплина охватывает все аспекты создания ПО, начиная от разработки требований до создания, сопровождения и снятия с эксплуатации ПО, а также оценку трудозатрат, производительности и качества.
Инженерия изменений программных продуктов выполняется методами реинжинерии, реверсной инженерии (перепрограммирование) и рефакторинга программных компонентов и интерфейсов. Применение готовых продуктов (модулей, программ, систем и т.п.) в новых разработках привело к их инженерии, при которой компоненты становятся коммерческим продуктом, приносят прибыль разработчикам и сокращают затраты при создании новых систем за счет их накопления в репозитариях или электронных библиотеках.
Программостроение больших программных проектов становится инженерным по своей сути. В нем, кроме программистов, участвуют:
– менеджеры, которые планируют и управляют проектом, отслеживают сроки и затраты;
– инженеры службы хранения готовых компонентов;
– технологи, которые определяют инженерные методы и стандарты, регламентирующие и регулирующие процесс построения программных проектов;
– тестировщики, которые проверяют правильность выполнения процессов, сбор данных при тестировании и оценку качества компонентов и системы в целом.
Инструменты поддержки разработки ПО совершили гигантский скачок в своем развитии и теперь обычной практикой стало создание ПС с использованием современных визуальных и диаграммных средств UML.
Таким образом, возникновение программной инженерии определено следующими факторами:
– появление разнообразных сложных методов анализа и моделирования ПО;
– большое количество ошибок в ПО;
– необходимость в эффективной организации работы коллективов разработчиков ПО;
– повторное использование готовых программных компонентов и высокотехнологических средств разработки и управления ПО;
– реинженерия и рефакторинга отдельных компонентов систем, их адаптация к постоянно изменяющимся условиям и средам функционирования.
Материал данного учебного курса по программной инженерии разработан с учетом методов и средств ядра знаний SWEBOK. Он предназначен студентам, изучающим компьютерное дело, менеджерам коллективов программных проектов, желающих повысить уровень своей квалификации по планированию и управлению, а также профессионалам различных предметных областей.
Данный учебник состоит из тем по методам и средствам программной инженерии, которые необходимы для овладения профессией по инженерному созданию компьютерных систем. В конце каждой темы приводятся и контрольные вопросы и задания, а также используемая литература.
Тема 1. Введение в программную инженерию и процессы жизненного цикла. Дано определение программной инженерии, ее место в инженерной деятельности специалистов при создании компьютерных систем и общее описание десяти областей знаний профессионального ядра знаний SWEBOK.
Тема 2. Модели жизненного цикла для разработки программных систем. Описываются основные модели ЖЦ, которые используются в практике проектирования программных систем. Дана характеристика фундаментальных моделей ЖЦ (водопадной, спиральной, инкрементной, эволюционной) и стандартной модели.