Методы и средства инженерии программного обеспечения

       

Трассирование требований


Одной из  главных проблем сбора  требований является  проблема изменения  требований. Требования появляются в процессе общения между группой заказчиков и аналитиками системы в виде  интервью, обсуждений, которые  не приносят желаемого результата. Это объясняется тем, что составляющих элементов требований последовательно изменяются, благодаря чему их содержание и форма постепенно становятся более  точными и полными, т.е. соответствуют действительности [6].

Инструменты трассировки поддерживают развитие и обработку требований с сохранением их описания и внутренних связей между ними. Трассировка помогает проверять особенности системы на спецификациях требований, выявлять источники разнообразных ошибок и управлять изменениями требований. Если требования разрабатывались в объектной ориентации, то объектами трассировки являются   классы и суперклассы и поддерживаемые отношения между ними.

Некоторые методы трассировки базируются на формальных спецификациях отношений (фреймы, соглашения сотрудничества и др.), другие ограничиваются описаниями действий, ситуаций, контекста и возможных решений.

Трассировку можно описать исходя из следующего:

1)  требования изменяются во время функционирования системы;

2)  возникновение требований и их расположение зависит от деталей практической ситуации и контекста их возникновения (требования можно изменить, изменяя эти детали);

3)  трассировка требований должна поддерживаться и изменятся на протяжении всего ЖЦ программного продукта (т.к. изменяются сами требования, необходимо проводить изменение и промежуточных результатов, полученных при  анализе, спецификации, кодировке и т.д.);

4)  для удобства трассировки использовать иерархическую структуру связей между требованиями, основу которой составляет информация об атрибутах требований.

Чтобы принять решение о возможных модификациях, необходимо иметь достаточно информации о  частях и связях  между ними. Более того, различные аспекты требований могут быть по-разному представлены и изменены их контексты путем  персонального вмешательства аналитиков или заказчика.


Механизмы трассировки должны учитывать следующее:

1)    вместо простых связей  вводить более сложные отношения (например,  транзитивное отношение для  выделения цепочек связей) или вводить специфические отношения;

2)   использовать сложные и гибкие пути трассировки;

3)  поддержать  базы данных объектов трассировки и отношений между ними.

Желательно наличие механизмов поддержки  возможностей объектно-ориентированного программирования, операций над классами, а также механизмов унификации функций и отношений (1:1, 1:N,  N:M), уничтожение и изменение связей,  установка стандартных связей.

Трассировка может быть  выборочной для определенных объектов, беспорядочной проверкой  объектов, связанных с другими объектами, а также с возможными переходами  от одного объекта к другим. Она проводится с использованием механизмов поддержания контекста и отношений, соответствующих данной ситуации (например, трассировка с регулярными выражениями, когда контекст может быть изменен только при модификации соответствующего регулярного выражения).

Человеческий фактор. Любой процесс постановки требований напрямую связан с умением людей контактировать друг с другом, кооперироваться или эффективно распределять разноплановые производственные функции между собой. Необходимо уметь достигнуть соглашения в спорных вопросах, касающихся дизайна или технических решений. Организационные функции не должны выходить за рамки понимания  проблемы. Важно чтобы лица, работающие над проектом на разных уровнях, имели возможность эффективно общаться друг с другом.

Технологии проекта  должны обращать внимание на  динамику людских отношений в коллективе. Они должны способствовать  эффективному достижению согласия и управления разногласиями, давать  возможность снижать сложность отношений в  группе сотрудников, работающих над проектом, особенно в повседневной работе при создании высококачественного продукта.

Наиболее привычной и результативной моделью отношений между заказчиком и  проектировщиком является модель типа «учитель – ученик».На практике заказчик наблюдает за работой проектировщика системы. Когда заказчик его не беспокоит, проектировщик обращает внимание на примеры и сам отвечает себе на возникающие  вопросы. В порядке исключения, заказчик может остановить свою работу, обдумать поставленный вопрос для  пояснения и удовлетворения проектировщика.

Это даже помогает разработчику разобраться в деталях своей работы и  избавляет его от описания излишних абстракций. Проектировщик должен сформировать свои независимые идеи относительно проектировки будущей системы и постоянно консультироваться с заказчиком, что избежать ошибок на самых ранних этапах проектирования системы  Использование данной модели на практике возможно только при хороших  взаимоотношениях  между заказчиком и исполнителем проекта.


Содержание раздела