Словарь терминов программной инженерии
Абстракция – способность отделять существенное от второстепенного, видеть идею, которая определяет реализацию.
Абстрактная архитектура – декомпозированная структура задач домена на подсистемы или иерархию подсистем, на каждом уровне которой фиксируются выделенные параметры и ограничения, определяющие варианты состава выделенных подсистем.
Агрегация – объединение ряда понятий в новое понятие (отношение типа "часть–целое"), общие признаки которого могут быть суммой признаков компонентов или существенно новыми признаками
Актеры – действующие лица, для которых создается система.
Анализ требований – отображения функций системы и ее ограничений в модели предметной области.
Артефакт – любой продукт деятельности специалистов по разработке ПО.
Архитектура программной системы – определение системы в терминах вычислительных подсистем и интерфейсов между ними, отображающая правила декомпозиции проблемы..
Ассоциация – наиболее общее и существенное отношение, которое утверждает наличие связи между понятиями без уточнения их содержания и размеров.
Белого ящика метод – исследование внутренний структуры программы в целях выявления ошибок путем исчерпывающего тестирования всех путей и потоков передач управления.
Валидация – проверка соответствия разработки программной системы требованиям заказчика.
Верификация – проверка правильности реализации системы заданным требованиям на каждом этапе жизненного цикла.
Взаимодействие объектов – связь между объектами через посылку сообщений друг другу.
Водопадная (каскадная) модель – схема работ, в которой каждая из работ выполняется один раз и в том порядке, который указан в модели жизненного цикла.
Гарантия качества программного обеспечения – действия на каждом этапе жизненного цикла по проверке и подтверждении достигаемого качества соответственно стандартам и процедурам.
Дефект – это ошибочное событие в результате неверного описания спецификаций требований, исходных или проектных спецификаций, документации и т.п.
Диаграмма – графическое представление моделирования системы с помощью классов, сценариев, состояний и т.п.
Динамическое
тестирование – выполнение программ для обнаружения ошибок, установления их причины и устранения.
Домен предметной области – спектр задач проблемной области, которые допускают похожие приемы их решения.
Жизненный цикл системы (ЖЦ) – непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости ее создания и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.
Задача системы
– описание способа (технологии) достижения цели, содержащее указание на цель с конкретными числовыми (в том числе временными) характеристиками.
Имитационное моделирование – моделирование поведения системы в различных аспектах и в разных внешних и внутренних условиях с анализом динамических характеристик и анализом распределения ресурсов
Инженерия – применение научных результатов и дисциплины управления программированием задач в целях получения пользы от свойств продуктов, способов взаимосвязи и выполнения.
Инженерия качества – процесс управления предоставлением продуктам программного обеспечения свойств качества (надежность, сопровождаемость и т.п.).
Инженерия требований – сбор, анализ, оформление условий и ограничений на разработку системы в виде спецификации, согласованной как заказчиком, так и исполнителем.
Интенсивность отказов – это частота появления отказов или дефектов в программной системе при ее тестировании или эксплуатации.
Инспекция кода – формальная проверка описания, используемых типов и структур данных в проекте системы на их соответствие требованиям.
Информационная модель повторно используемых компонентов (ПИК) – модель, с помощью которой отображается информационный (поисковый) образ ПИК в каталоге.
Информационная система – система, которая проводит сбор, обработку, сохранение и производство информации с использованием автоматических процессоров и людей.
Информационное обеспечение – набор средств для предоставления информации пользователям о содержании и условиях ее применения.
Интерфейсные объекты – связка (стыковка) программ, представленная в виде описания передаваемых через сообщения параметров для выполнения.
Интерфейсные объекты – связка (стыковка) программ, представленная в виде описания передаваемых через сообщения параметров для выполнения.
Инцидент – абстрактное событие, влияющее на изменение состояния объекта.
Каркас (фрейм) – разновидность абстрактной архитектуры для определения выделенных в структуре компонентов.
Качество программного обеспечения – совокупность свойств, которое определяют пригодность программного обеспечения удовлетворить заказчика в соответствии его требований к разработке.
Компонент – тип, класс, проектное решение, документация или иной продукт программной инженерии приспособленный для практического использования.
Компонентная разработка – конструирование программного обеспечения путем композиции готовых компонентов, сохраняемых в каталогах.
Конкретизация – добавление существенных признаков, благодаря чему содержание понятия расширяется, а объем понятия сужается.
Конечные пользователи системы – профессиональные лица, для потребностей которых заказывается компьютерная система.
Конфигурация – вариант (версия) изготовленной программной системы из отдельных экземпляров компонентов и подсистем.
Концептуальное моделирование – процесс построения модели проблемы, ориентированной на ее понимание человеком.
Критерий – количественная или качественная характеристика состояния системы, позволяющая оценить степень достижения цели и сформулировать решающие правила выбора средств (способов, технологий) достижения цели.
Критерий эффективности – критерий, позволяющий оценить степень достижения цели с учетом произведенных затрат различных ресурсов.
Менеджмент – профессиональное управление коллективами работников (персоналом).
Метрика – количественная мера и шкалы измерения характеристик программы.
Модель жизненного цикла – типичная схема последовательности работ на процессах разработки программного продукта.
Модель процессов – определенная последовательность действий, сопровождающая изменение состояния программного объектов.
Модель состояний – отображения динамики изменения состояния объекта класса, которое изменяют его поведение.
Модель качества – четырехуровневая структура, которая отображает характеристики, атрибуты, метрики и оценочные элементы программного обеспечения.
Надежность программной системы – это способность системы сохранять свои свойства (безотказность, устойчивость и др.) в процессе преобразования исходных данных в результаты в течение определенного промежутка времени при определенных условиях эксплуатации.
Нефункциональные требования – требования, которое характеризуют организационные, исполнительские, операционные аспекты работы программной системы в среде реализации.
Наследование – конкретизация в подклассе отдельных свойств для использования другими объектами суперкласса.
Отладка – проверка программы на наличие в ней ошибок и их устранение без внесения новых.
Отказ – переход программы из работающего состояния в неработающее в связи с ошибками или дефектами в ней.
Обобщение – сужения истинных признаков понятия для расширения свойств охваченных этим понятием объектов.
Ошибка – недостатки в операторах программы или в технологическом процессе ее разработки, которые приводят к неправильной интерпретации исходной информации и к неверному решению.
Объекты управления (по Джекобсону) – это функции преобразования объектов интерфейса в объекты сущности, часто отображают алгоритмы обработки данных в системе.
Объект–сущности (по Джекобсону) – долго живучие объекты, которые отвечают реальным предметам мира и сохраняют свое состояние после выполнения сценария.
Объектно–ориентированная модель – структура из совокупности объектов, которые взаимодействуют между собою, обладают свойствами и поведением.
Онтология – совокупность элементарных понятий, терминологии и парадигмы их интерпретации в среде проблемы, которую требуется разработать.
Оценочный элемент метрики
– количественная или качественная мера для оценка соответствующего показателя с учетом его веса в системе оценки качества.
Оценивание качества – действия, направленные на определение степени удовлетворения программного обеспечения требованиям, соответствующим его предназначению.
Пакет – программная структура с общим механизмом организации элементов (объектов, классов) в группы, начиная от системы (стереотип "система") и к ее подсистемам различного уровня детализации.
Переносимость системы – возможность изменять сервис системы (ОС, связи, , сетевые коммуникации, данные СУБД и т.п.) путем настройки модулей на новые условия среды или платформы.
План тестирования – описание стратегии, ресурсов и график тестирования отдельных компонентов и системы в целом.
Поведение домена – переход элементов домена из состояния к состоянию во времени.
Повторное использование – использование в качестве готовой порции любых формализованных знаний, полученных при реализации программных систем.
Повторно используемый компонент (ПИК) – фрагмент знаний о минувшем опыте программирования системы, представленный так, чтобы его можно использовать не только его разработчиками, но и пользователями после соответствующей адаптации к новой среде.
Прикладная система – продукт программной инженерии, предназначенный для выполнения конкретных задач конечного пользователя.
Прецедент (класс) определяет набор экземпляров прецедента, где каждый экземпляр – это последовательность действий, выполняемых системой, которая выдает наблюдаемый результат, ценный для конкретного субъекта.
Прецедент (экземпляр) – последовательность действий, выполняемых системой, которая выдает результат, ценный для конкретного субъекта.
Принципы – базовые концепции, лежащие в основе всей области программирования.
Приложение – область применения, в которых принципы и практика находят свое наилучшее выражение.
Программная инженерия – система методов, средств и дисциплины планирования, разработки, эксплуатации и сопровождения программного обеспечения, способного к массовому воспроизводству.
Процесс приобретения – действия, которые инициируют определенный цикл анализа для определения покупателем программной системы или сервиса.
Процесс разработки – действия разработчика по инженерии требований, проектированию, кодирование и тестированию программного продукта
Процесс сдачи – действия по передаче разработанного продукта покупателю.
Процесс эксплуатации – действия по обслуживанию системы пользователем.
Процесс сопровождения – действия по управлению модификациями и поддержкой системы в актуальном состоянии при выполнении функций системы или изъятие системы из употребления.
Проектирование – преобразования требований в последовательность проектных решений и их в архитектуру из программных компонентов.
Проектирование концептуальное – уточнение понимания и согласование деталей требований к системе.
Проектирование архитектурное – определение структурных особенностей строящейся системы.
Проектирование техническое – отображение требований среды функционирования и разработки системы путем определения всех конструктивных элементов и их композиций.
Проектирование детальное – определение подробностей реализации функций для заданной среды и связей между соответствующими компонентами системы.
Реализация программной системы – преобразования проектных решений в работающую систему (синонимы: кодирование, конструирование) .
Родовые знания – знания относительно всех задач семейства домена, которые представляются в виде, пригодном для обеспечения решения любой задачи, относящейся к данному семейству.
Сертификация программного продукта – процесс для установления соответствия программной продукции (процесса или услуг) конкретному стандарту или техническим условиям со специальным знаком или свидетельством.
Семейство прикладных систем – множество прикладных систем с общими функциональными свойствами и управлением.
Связь (Relationship) – поименованная ассоциация между двумя сущностями, значимая для рассматриваемой предметной области.
Спецификация – описание алгоритма, правил, ограничений действий объектов с учетом стандартов, критериев качества и др.
Спиральная модель ЖЦ – модель процессов в жизненном цикле разработки системы, позволяющей возвращаться к любому предыдущему процессу с целью переработки элементов сделанного продукта.
Событие – явление, которое провоцирует смену определенного состояния и переход к другому состоянию в системе.
Состояние (домена, системы, объекту и тому подобных) – фиксация определенных свойств на определенный момент или интервал времени.
Статическое тестирование – анализ и рассмотрение спецификаций компонентов на правильность представления без их выполнения на компьютере.
Стереотип – указатель категории элемента моделирования UML.
Сопровождение – работы по внесению изменений в программную систему после того, как она передана пользователю для эксплуатации.
Структура системы – множество элементов и отношений между ними.
Субъект (экземпляр) – кто–то или что–то, вне системы, что взаимодействует с системой.
Сущность (Entity) – реальный либо воображаемый объект, имеющий существенное значение для рассматриваемой предметной области, информация о котором подлежит хранению.
Сценарий
– конкретная последовательность действий, которая иллюстрирует поведение и выполнение экземпляра прецедента.
Тест – некоторая программа, предназначенная для проверки правильности ее работы и выявления в ней ошибочных ситуаций.
Тестовые данные – данные, которые готовятся на основе документов программы или спецификаций для проверки работы программной системы.
Тестирование – способ семантической отладки (проверки) программы, который состоит в выполнении последовательности различных контрольных наборов тестов и сверка с известным результатом.
Требование – соглашение или договор между заказчиком и исполнителем системы относительно ее работы.
Унаследованная система – существующая действующая система, созданная за любыми и методами и технологиями для поддержки некоторых процессов бизнеса.
Управление качеством – комплекс способов и системной деятельности по планированию, управлению и оценке качества программного обеспечения.
Упрятывание информации – принятие решения о том, что следует сообщить всем о программе, а что оставить при себе – не показывать.
Фасад – механизм доступа к тем свойствам системы компонентов, которые необходимы при реинженерии с точка зрения пользователя системы.
Функция – содержание действий, выполнение которых возлагается на элемент системы при заданных требованиях, условиях и ограничениях.
Функциональные требования – требования, которые определяют цели и функции системы и принципы их выполнения на компьютере.
Функциональная полнота – атрибут, показывающий степень достаточности основных функций для решения специальных задач соответственно назначению программного обеспечения.
Функциональная структура – структура, элементами которой являются функции, реализуемые подразделениями предприятия, а отношениями – связи, обеспечивающие передачу предметов труда.
Характеристики качества – функциональность (functionality), надежность (realibility), удобство (usability), эффективность (efficiency), сопровождаемость (maitainnability), переносимость (portability) и тому подобное.
Черного ящика метод – тестирование реализованных функций путем проверки соответствия реального поведения функций с ожидаемым поведением исходя из спецификаций требований.
Экземпляризация – зависимость между параметризованным абстрактным классом–шаблоном (template) и реальным классом через определение параметров шаблона.
Эксплуатация – действия по выполнению готовой программной системы.
UML (Unified Modeling Language) – диаграммный способ (язык) для спецификации, визуализации, конструирования и документирования продуктов на процессах ЖЦ.