МОДЕЛИ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ В ПРОГРАММНОЙ ИНЖЕНЕРИИ
Разработка ПС достигла такого уровня развития, что начали развиваться и использоваться инженерные методы, способствующие обеспечению высокого качества, в частности надежности, компонентов и системы в целом. Повышение качества – основная цель инженерных методов в программировании и задача разработчиков и заказчиков. Для достижения этих целей сформировались методы определения требований к качеству, подходы к выбору и усовершенствованию моделей метрического анализа показателей качества, методы количественного измерения показателей качества на этапах ЖЦ.
Главной составляющей качества является надежность, которой уделяется большое внимание со стороны многих специалистов в области надежности технических средств и тех критических систем (реального времени, радарные системы, системы безопасности и др.), для которых надежность является главной целевой функцией их реализации. Как следствие, разработано более сотни математических моделей надежности, являющихся функциями от ошибок, оставшихся в ПС, от интенсивности отказов или частоты появления дефектов в ПС. По ним производится оценка показателя – надежность ПС.
Качество ПО было предметом стандартизации, создан стандарт ГОСТ 2844–94, в котором дано определение качества ПО, как совокупность свойств (показателей качества) ПО, которые обеспечивают его способность удовлетворять потребности заказчика, в соответствии с назначением. Этот стандарт регламентирует базовую модель качества и его показатели, главным среди них является надежность. Стандарт ISO/IEC 12207 определил не только основные процессы ЖЦ разработки ПС, но и организационные и дополнительные процессы, которые регламентирую инженерию, планирование и управление качеством ПС.
На этапах ЖЦ проводится анализ качества ПО, ориентированные на:
– достижение качества ПО в соответствии с требованиями и критериями;
– верификацию и аттестацию (валидацию) промежуточных результатов ПО на этапах ЖЦ и измерение степени достижения отдельных его показателей;
– тестирование готовой ПС, сбор данных об отказах, дефектах и др. ошибках в системе и оценивание надежности по соответствующим моделям надежности.
Изложение данной темы будем проведено по представлению моделей качества и надежности, способы их применения в создаваемых ПС.